Психологические аспекты старения

Старение – это не только неизбежный биологический этап, но и выход на новую социальную ступень, где важно не растерять свои позитивные качества и с мудростью принимать предстоящие изменения. Старение обусловлено не только физическими изменениями, но и глубоко психологическими. Они, в свою очередь, могут оказать серьезное влияние на образ жизни и внешность человека.

Психические изменения в старости — это снижение работоспособности, измене­ние характера деятельности и перестройка внутреннего мира. B непосредственной связи c психическими изменениями в старости находятся изменения функций ин­теллекта и восприятий, так же как острота зрения, приспособляемость к темноте, ослабление слуха и т. д.

Психомоторные функции также, как правило, ослабевают. Это становится очевид­ным по изменению быстроты реакций, быстроты движений, времени реакции вы­бора и времени, необходимого для освоения задач, требующих преодоления боль­ших трудностей. Поведение в сложных ситуациях зависит от установки, внимания и структуры ожиданий. Наряду c ослаблением остроты зрения, слуха, ловкости, сопротивляемости, изворотливости, темпа работы, способности приспосабливаться, внимания, энергии, памяти, имеются способности, которые в старости возрастают: вкусовые восприятия, чувство ритма, методичность, пунктуальность, сосредоточен­ность, чутье, добрая воля, дисциплина, осторожность, терпение, точность.

Установлено, в частности, что при попытках обучения пожилые люди хуже усваи­вают бессмысленный материал. Если же смысловые связи могут быть поняты, то эффект обучения не уступает таковому у молодых. Решающим является вопрос o мотивации: зачем это нужно изучать, стоит ли оно того? От этого же зависит и необходимый для изучения промежуток времени. При этом темп изучения уменьшается. У пожилых людей часто отсутствует техника обучения. Возможности их обучаемости зависят от степени сложности предложенного задания, требуют большего числа повторений, чем это необходимо более молодым. Сам процесс обучения подвержен большему количеству помех. Воспроизведению изучаемого материала препятствует больше свойственная старости неуверенность, чем недостаточная способность к обу­чению. Постоянно оказывается, что способности, упражнения, здоровье и мотивация гораздо сильнее влияют на процесс обучения, чем возрастной фактор.

Умение понять старого человека и его симптомы предполагает, что учитывается весь контекст его сомато-психо-социального состояния: соматические изменения, изменения психических функций, изменившийся социальный сценарий, который развивает у старого человека чувство, что он стал нежелательным, непригодным, оди­ноким; появляется неуверенность, чувство скуки и запущенности, ограниченной спо­собности к компенсации при неожиданных изменениях ситуации и, наконец, про­тивостояние приближающемуся концу.
Таким образом, положение старого человека в высшей степени подвержено уг­розам, опасностям, утратам и болезням. Оно требует действенных механизмов и развитых способностей для самоутверждения и защиты от конфликтов, помех и слабостей, которые были присущи ему на протяжении всей жизни. Их отсутствие становится ощутимым в этот критический период.