Вместе – Пӗрле
ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

20.09.2023 / Дмитрий Новак / Общество / финграмотность, Личные финансы

20.09.2023 / Дмитрий Новак / Общество / финграмотность, Личные финансы

Как распознать мошенника, который хочет украсть ваши деньги? Как безопасно обращаться с банковскими картами и счетами? Что нужно делать, если вас обманули и украли деньги c карты? Об этом и многом другом с читателями газеты “Грани” в редакции поговорил специалист отдела безопасности Отделения-НБ по Чувашской Республике Волго-Вятского ГУ Банка России Андрей ИВАНОВ.
Главное — успокойтесь

“Одна из функций Центробанка РФ — это обучение основам финансовой грамотности. В течение первого полугодия 2023-го Банк России зафиксировал более 9 млн попыток кибермошенничества, злоумышленникам удалось похитить более 1,5 трлн рублей”, — начал с небольшой вводной эксперт.
По его словам, уровень мошенничества после ковидных времен опять повысился, причем сценарии “разводок” дополнились. Раньше это были: “Мама, помоги мне”, “Переведи мне деньги, верну”, “С вашего счета производятся мошеннические операции” и так далее, а с 2022 года злоумышленники представляются не только специалистами коммерческих банков, но и сотрудниками ЦБ, силовых структур, спецслужб.
“Если вам звонят и говорят о проблемах с вашими финансами, то в первую очередь вы должны успокоиться, не торопиться, сказать, что обязательно перезвоните. Положив трубку, наберите номер телефона вашего коммерческого банка.
Ни в коем случае не перезванивайте мошенникам, потому что они используют психологические приемы, которые заранее разработаны специалистами по так называемой социальной инженерии. Их суть в том, чтобы загнать человека через определенные манипуляции в крайние состояния: эйфории или горя, страха. Все мы люди — этим мошенники и пользуются”, — поделился Андрей Иванов.

С приставкой “кибер”
По словам эксперта, сейчас всё большую популярность набирает интернет- или кибермошенничество. Через соцсети и в мессенджерах кидаются ссылки на фишинговые, то есть поддельные, сайты. Поэтому нужно быть крайне осторожными при реакции на такие сообщения.
“Был случай, когда через сайт объявлений жертву перевели на фишинговый сайт, где он совершил перевод на сумму более 20 тыс. рублей. Суммы там фигурируют небольшие, но точно не лишние”, — рассказал специалист Нацбанка.
Чтобы избежать попадания на эту удочку, лучше сайты своего банка, “Госуслуг”, интернет-магазинов добавлять в качестве закладок в своем браузере.
Для отъема денег используют и QR-коды. Их могут размещать на афишах у подъездов, почтовых ящиках. Не переходите на сайты по этим кодам, посоветовал Андрей Иванов.
Ираида АБУКИНА тут же задала вопрос: “Мне недавно позвонили, сказали, как меня зовут, даже данные паспорта назвали. Представились сотрудниками банка. Я удивилась, но всё же положила трубку. Правильно ли я сделала?”
“Коммерческие банки могут звонить физическим лицам. Вы должны сказать: представьтесь, пожалуйста, из какого вы отделения, какая должность. Затем сказать: я перезвоню, сейчас не могу говорить. Да, человек может представиться и назвать всё, что вы запрашиваете. Вы же должны перезвонить не ему, а на официальную горячую линию банка и сообщить, что такой-то работник хотел со мной поговорить. Скорее всего, выяснится, что это мошенник. Поэтому ставьте подобные звонки под сомнение, не торопитесь, ничего вы не прогадаете, если разберетесь до конца”, — ответил Андрей Иванов.

Не играйте с огнем

Еще один вариант мошенничества может быть такой: злоумышленник сговорился с каким-нибудь работником одной из сотовых компаний, и тот выпустил дубликат вашей СИМ-карты и получает всё то же самое, что и вы, на телефон.
“Поэтому настоятельно рекомендую ставить сложные пароли. А при подозрении, что проходят какие-то операции по вашей банковской карте, нужно немедленно заблокировать ее. Это необходимо делать не только при данной схеме, но и вообще, если заметили что-то странное с вашим счетом”, — посоветовал Андрей Иванов.
Не нужно также стесняться обращаться в отделение банка, писать заявления в случае неправомерных действий, запрашивать выписку по счету, к которому привязана карта.
Обращаться в полицию также не зазорно. Это намного эффективнее, чем пытаться “поиграть” с мошенниками, например, отвечать им нестандартно. Они хоть и не профессиональные психологи, но могут подловить на чем-нибудь и всё же выудить информацию. Особенно сейчас, когда нередки случаи продажи персональных данных: злоумышленники могут вовремя “ввернуть” свои знания о вас, ваших родственниках, застать этим врасплох, объяснил эксперт Нацбанка.

Карточные дела
Александр САЗОНОВ задал такой вопрос: “Сейчас в интернете постоянно появляются обновления приложения Сбербанка. Как к ним относиться с точки зрения безопасности?”
“Начнем с того, что если об этом просит само приложение банка, то нужно скачивать обновление только с официального сайта финансового учреждения. Банки выпускают обновления, потому что, например, нашли уязвимость в предыдущей версии, так называемые баги”, — ответил Андрей Иванов.
И еще один вопрос от Ираиды Абукиной: “Мне недавно поменяли карту: сперва она была светлого оттенка, теперь зеленого. И новая карта в транспорте не работает. С чем это может быть связано?”
“Дизайн карты не имеет значения. Если по ней не проходит оплата, нужно обратиться в банк. Возможно, ее нужно перевыпустить”, — сказал эксперт.
“А я недавно банковскую карту на улице нашла. Не знаю, что с ней делать. Пришла в бюро находок газеты “Грани”, а ее не взяли. Что предпринять? Просто выкинуть?” — спросила Анна ЧЕБЛУКОВА.
“Если вы находите чужую карту, первое, что нужно сделать, — обратиться в полицию. Ни в коем случае использовать ее нельзя. Это грозит уголовным преследованием, потому что такое дей­ствие уже считается кражей”, — предупредил Андрей Иванов.

Откуда звонят
И вновь вопрос от Александра Сазонова: “Нас всё чаще предупреждают, что мошенники начали использовать искусственный интеллект. Например, когда при звонках в трубку говорят вашим голосом или голосом ваших род­ственников. Правда ли это?”
“Я так скажу: мошенники хоть и вредные ребята, но у любого преступления есть оправданность затрат. На любое действие закладывается финансовая часть, то есть расходы не должны быть выше доходов, как минимум. Действительно, есть технологии, которые позволяют подменить и видеоизображение, аудиодорожку. Но маловероятно, что это пока вас коснется. Однако в случае, если вы такое заподозрите, немедленно кладите трубку”, — порекомендовал эксперт.
“А могут мошенники звонить с территории Украины, например, или это всё наши?” — спросила Татьяна БУЛАТОВА.
“Современный интернет позволяет осуществлять мошеннические действия из любой точки земного шара, где ловит сеть”, — пояснил Андрей Иванов.

Как по закону
“Пожалуйста, страхуйте ваши финансы, это их защитит — всё чаще обращаются к нам банки. Это обман?” — спросила Анна Чеблукова.
“Любой коммерческий банк заинтересован, это организация, которая зарабатывает деньги. Потому они предлагают определенные продукты, некоторые из них действительно могут быть вам полезны. Но будьте внимательны, читайте договоры, вникайте в то, что вам предлагают. Выбор за вами, ваши права гарантированы законами”, — сказал специалист Нацбанка.
“А мне один из банков не выдал копию договора. Что делать?” — задал вопрос Геннадий ПЕТРОВ.
“Обязаны выдать. Обратитесь в офис банка с официальным заявлением о выдаче”, — ответил Андрей Иванов.
“У меня недавно банк заблокировал карту, объясняя это тем, что предотвращает попытку мошеннических действий. Имеет ли финансовое учреждение на это право?” — спросил тот же читатель газеты “Грани”.
“Деньги оттуда не пропадут, не переживайте. Обратитесь за разъяснениями в банк. Уверен, там примут все необходимые меры”, — успокоил специалист.

Продолжим уже скоро
В завершение встречи, которая продолжалась более часа, Андрей Иванов раздал всем присутствующими буклеты Центробанка с подробными разъяснениями о схемах мошенничества, способах противодействия ему. Наши читатели еще некоторое время изучали эти материалы. Кстати, такие же можете получить и вы, если посетите наш праздник урожая 21 сентября.
А с Отделением-НБ по Чувашской Республике Волго-Вятского ГУ Банка России мы договорились, что подобные встречи, и не только по теме мошенниче­ства, будем проводить раз в квартал, а если потребуется, и чаще в редакции газеты “Грани”. Обязательно вас оповестим о следующей. Предварительно, она пройдет в ноябре.
***

Андрей ИВАНОВ, специалист отдела безопасности Отделения-НБ по Чувашской Республике Волго-Вятского ГУ Банка России:
— Мне такой формат общения показался очень интересным, живым. Затронули реальные проблемы, волнующие новочебоксарцев. С удовольствием отвечу на вопросы читателей газеты “Грани”, когда это будет необходимо. Большое спасибо изданию за возможность пообщаться на эту важную тему. Некоторые вопросы взял в работу, более углубленно изучу тонкости применения законодательства в спорных моментах.



20 сентября 2023
15:27
Поделиться