Финансовая грамотность: куда обращаться при нарушении финансовых прав
Клиенты финансовых организаций в России сталкиваются с нарушением своих прав. Особенно часто наблюдаются нарушения следующего характера:
- Нарушающие законодательные и гражданско-правовые нормы действия в период договора с банком. Например, одностороннее изменение обстоятельств договора без уведомления заемщика, увеличение процентной ставки по кредиту или неисполнение иных видов обязательств, которые были обозначены в соглашении между банком и гражданином. В том числе неправомерные действия в процессе обслуживания договора – неправильный расчет процентной ставки по кредиту, одностороннее изменение условий договора, неисполнение обязательств, прописанных в соглашении.
- Нарушения, допущенные финансовой организацией в результате наличия у клиента просроченной задолженности. Это может быть передача долга коллекторам, давление на заемщика, угрозы, введение в заблуждение. В том числе нарушения, допущенные в результате взыскания просроченной задолженности – звонки в неположенное время, сообщения с недопустимым содержанием, угрозы.
- Нарушения со стороны финансовой организации, носящие технический характер: незаконное списание денежных средств с карты, несвоевременная обработка платежей, ошибочное начисление пени, штрафы.
Следует помнить, что закон о защите прав потребителей распространяется только на договоры на предоставление финансовых услуг для личных или семейных нужд или в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью:
предоставление потребительского кредита;
открытие банковского счета;
оказание консультационных услуг;
депонирование ценных бумаг;
перевод денежных средств.
Закон не распространяется на операции с ценными бумагами и пенсионные вклады.
Куда можно пожаловаться на действия банка?
Естественно, в первую очередь при нарушении ваших прав следует обратиться непосредственно в финансовую организацию, в которой заключили договор. В случае отсутствие реакции организации, нежелание устранить допущенные ошибки, можно обратиться в следующие организации:
Федеральная антимонопольная служба (официальный сайт, строка в верхней панели «Написать в ФАС», выбрать опцию «Написать письмо»);
Ассоциация российских банков – АРБ (официальный сайт, вкладка «Про деньги», пункт «Жалоба в банк»);
Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (можно обратиться лично или через официальный сайт, раздел «Для граждан»);
Союз потребителей России (сайт http://potrebitel.net, раздел «Самозащита);
Центральный банк России (официальный сайт, пункт «Интернет-приемная», опция «Подать жалобу», выбрать из выпадающего списка тему подаваемой жалобы).
Конечно, обратиться на незаконные действия банка можно и в судебные органы, но при этом обязательно надо соблюдать порядок досудебного урегулирования спора. Это значит, что сначала надо направить в банк претензию с требованием урегулировать спор. При этом отправить претензию лучше после того, как вы обратились с жалобой на банк в указанные выше организации.