Актерское мастерство позволяет не только создать образ интересного героя с уникальными чертами характера, но и раскрыть личность и возможности самого артиста. В театральной студии “Преображение” при Центре социального обслуживания населения города Новочебоксарска актеры вспоминают о былом, делятся жизненным опытом, говорят о проблемах, близких их зрителям. А также исполняют мечты.
Театр Карамышевой
Режиссер Людмила КАРАМЫШЕВА рассказала о зарождении студии. И начала она издалека: “У меня отец был военным, и какое-то время мы жили в Южно-Сахалинске. Сначала к японцам нас подселили, потом дали двухэтажный дом. Так вот, во дворе того дома я устраивала театр. Мне было пять-шесть лет.
В 1951 году мы приехали в Чебоксары. После окончания школы я прошла одногодичные курсы в Русском драматическом театре, потом поступила в Куйбышевское театральное училище.
В Новочебоксарск приехала в начале 1960-х годов, когда город только начинал строиться. Работала здесь исполняющей обязанности заведующей отделом культуры. Организовывала городские мероприятия: праздник песни и труда “Акатуй”, День города, День строителя и химика, конкурсы между предприятиями и многое другое. Тогда город был меньше, компактнее, дружнее. Все мы собирались на Яблоневой поляне, рассаживались на траве возле сцены, и такие душевные праздники получались!
Когда вышла на заслуженный отдых, в свободное от домашних дел время посещала театр. А также состояла в клубе “Гармония” при библиотеке семейного чтения им. С. Маршака, где мы проводили творческие беседы, готовили инсценировки, организовывали “Огоньки”. Но из-за пандемии встречи прекратились. Тогда я пришла в социальный центр. Полтора года назад заведующая отделением дневного пребывания Татьяна Булатова стала инициатором создания театральной студии. Я подхватила идею, потому что это мне близко, я всегда любила театр”.
Дебют Суркиной
Посмотрела я в соцсетях шуточную сценку под названием “Моя вторая мама”. В ней сыграли Людмила Карамышева, Александр Сазонов, работники КЦСОН (комплексного центра социального обслуживания населения) — инструктор по физической культуре Марина Ладонина и специалист по социальной работе Наталия Митюкова.
Когда узнала, что это было их первое выступление, приятно удивилась. Конечно, я не берусь сравнивать с профессиональной труппой театра, но так живо и искренне были сыграны роли!
На днях актеры представили отрывок из повести Александра Куприна “Гранатовый браслет”. И хотя состав участников был уже другой, я все равно заметила профессиональный рост коллектива. Не столько в выборе произведений, сколько в умении держаться на сцене. Актеры смело импровизировали, пропуская через себя все чувства, переживания и радости героев. “Мы будто находились вместе с вами и проживали эти события”, — признались зрители после показа.
Работа артистов по праву достойна внимания. Неслучайно с таким нетерпением ждут очередной премьеры получатели услуг КЦСОН. Зная человека лично, интересно видеть его в нетипичном образе или, наоборот, замечать его сходства с тем или иным героем.
Роль сестры Анны в “Гранатовом браслете” для Татьяны СУРКИНОЙ стала дебютом: “В этом году я записалась на танцы в КЦСОН, а потом узнала о театральной студии. Еще в детском саду играла в спектаклях. После выхода на пенсию писала стихи, ходила в литературно-исторический клуб “Эхо” при Центральной библиотеке в Чебоксарах, но понимала, что не хватает мне театрального искусства. Людмила Михайловна как раз проводила кастинг на роль Аннушки. Конечно, нелегко далась мне эта роль, приходилось много дополнительно заниматься. Но репетиции у нас проходили в дружеской и веселой атмосфере. Я здесь нашла такой уют, такую для души отраду!”
Амплуа Шпилевской
А вот Светлана ШПИЛЕВСКАЯ состоит в студии практически с первых месяцев ее основания: “После шуточной сценки на День матери они начали готовить сказку в стихах про Федота-стрельца, удалого молодца. В КЦСОН я читаю лекции по истории. Людмила Михайловна уже знала, как я веду себя перед слушателями. Помню, как она долго возле меня кругами ходила, хотела предложить мне роль Бабы-яги. Она так осторожно спросила: “Вы, наверное, не согласитесь”. А я обрадовалась, говорю: “Да с удовольствием!”
Замечательные у нас были сценки из “Русских бабок”: с Татьяной Соколовой мы учили диалог о пенсии, с Мариной Ладониной дуэтом сыграли бабушек, осваивающих компьютер.
Брали и такие серьезные произведения, как “А зори здесь тихие...”. Я играла Лизу Бричкину. От имени героинь мы рассказывали небольшую биографию, а потом описывали последние минуты их жизни. Это был совершенно иной опыт: нам необходимо было образно и эмоционально передать атмосферу тех исторических событий. Мне кажется, получилось: слова пробирали зрителей до слез.
“Гранатовый браслет” тоже серьезное произведение, тут любовь, страдания. Но мне близка повесть Александра Куприна и ее героиня Вера Шеина. Я считаю, что человек появляется на свет для любви.
Актерское мастерство — это и огромный труд, и врожденный талант. Когда мы жили в Красноярске, в красном уголке устраивали концерты и приглашали меня, четырехлетнюю девочку, стихи читать. В пионерском лагере после второго класса была конферансье. Но мой папа был преподавателем, и я себя, кроме как учителем, никем не представляла.
Обучалась в университете, когда в Чувашии появилась своя телестудия. Меня пригласили на кастинг диктора. А я в это время так влюбилась! До сих пор в этой любви купаюсь. Какой мне кастинг? И не пошла. Муж мне всегда говорил: “Женат я на учительнице, а мог бы быть мужем диктора Центрального телевидения”.
Если любовь к театральному искусству лежит у тебя в душе, никуда ты от нее не денешься. Однажды на День студента в химтехникуме я предложила преподавателям сделать концерт своими силами. Вышла тогда на сцену в черной кожаной мини-юбке, косухе, в красных сапогах на высокой шпильке, сделала хвост с начесом. И как запела: “Жил да был черный кот за углом”. Зал визжал! Потом студенты подошли: “Светлана Витальевна, мы знали, что вы отвязная, но не до такой же степени!”
Простор самодеятельности
“Мы преображаемся, в каждой новой постановке входим в новые роли, отодвигаем годы. Пропускаем тренировки, ради которых изначально пришли в социальный центр. Потому что нам всё интересно, — признается Татьяна Суркина. — Мы готовимся к репетициям, продумываем сцены и декорации. Все вместе. Я, например, изысканные платочки принесла, Людмила Михайловна создала нам атмосферу городка у побережья Черного моря, а Светлана Витальевна предложила прием, чтобы сразу ввести зрителя в повествование: изначально стоять у окна в ожидании сестры”.
“Как ни странно, но самодеятельность после работы в театре я не любила. За эту нарочитость, наигранность, — признается Людмила Карамышева. — Но сейчас мое представление изменилось. Профессиональные режиссеры обычно навязывают свое видение, и попробуй это не выполнить! А самодеятельность дает всем участникам простор фантазии, свободу, комфорт на сцене. У нас замечательный центр и прекрасные руководители, которые позволяют нашим идеям сбываться. Мы приходим в социальный центр с забитой проблемами и заботами головой, а уходим с ощущением счастья и желанием жить”.
15:09