27 января 2015 г.

Создание социальных предприятий на базе коммерческих центров медико-социальной реабилитации и восстановительной медицины позволит снять часть бремени финансовой нагрузки с государства в сфере здравоохранения, считают эксперты. Социальное предпринимательство, по их мнению, является наиболее результативной формой участия негосударственного сектора при предоставлении социальных услуг в сфере здравоохранения.

Создаваться такие социальные предприятия могут в том числе с использованием высвобождающихся кадровых и имущественных ресурсов больниц при сокращении стационарных коек и периода лечения.

«Сегодня проходит реформа здравоохранения, очень болезненная. Освобождаются больницы, медцентры, поликлиники, которые никто не знает, как использовать. С одной стороны, их боятся отдать в частный бизнес, с другой, боятся концессии (уступки)», — говорит заместитель руководителя проекта «Ресурсный центр поддержки социального предпринимательства» по медицинским вопросам и восстановительной медицины Григорий Флакс.

Также, как считают эксперты, важно предоставить возможность коммерческим медцентрам оказывать услуги населению с использованием совокупности ОМС и ДМС.

«Скажем, если в районе проживает 100 человек, отдайте их частным клиникам. Сейчас государство платит за них государственным поликлиникам по 18 тысяч рублей через десятки посредников. Тарифы ОМС, которые предлагают частным центрам, смешные. Получается замкнутый круг. Частный бизнес хочет помогать, но ему никто ничего не дает и не обещает», — добавляет Флакс.

Готовность бизнеса взять на себя обязательство по предоставлению социальных услуг в сфере здравоохранения при создании определенных условий подтверждает заместитель генерального директора сети клиник «Астери-Мед» Дмитрий Коренев.

«Почему бы не обратиться к частному бизнесу? Он готов работать как на концессиях, так и брать в управление, развивать государственно-частное партнерство. Когда мы видим проблемы в здравоохранении и знаем, как их решать, мы не только врачи, мы уже становимся менеджерами», — отмечает Дмитрий Коренев.

Однако не все частные поликлиники, оказывающие услуги для граждан, даже если они делают это качественно, могут относиться к социальным предприятиям. Деятельность социального предприятия направлена на общественно-полезные цели, а большая часть прибыли не распределяется между акционерами, а идет на развитие бизнеса. Причем социальным предприятием может быть как коммерческая организация, так и некоммерческая, обращает внимание член Общественной палаты РФ Елена Тополева.

По ее словам, залог развития всей социальной сферы, включая образование, здравоохранение, оказание социальных услуг, в том, чтобы в этой сфере развивалась конкуренция, чтобы на этом рынке действовали не только госучреждения, но и частные организации, и коммерческие, и некоммерческие.

«Социальное предприятие сегодня – это и возможность самореализации граждан, и возможность для государства привлечь дополнительный ресурс, в том числе в здравоохранение. Государство не может и не должно справляться со всем грузом проблем в одиночку. Есть помощники, в их числе – НКО, предприниматели», — подчеркивает Тополева.

Присутствие социальных предпринимателей в сфере здравоохранения — важная задача, которая стоит и перед государством, и перед обществом, и перед бизнесом, отмечает вице-президент Некоммерческого партнерства «Коллегия аналитиков», руководитель экспертной группы по социальному предпринимательству Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ Надежда Куликова.

«Сейчас происходит глубинная реструктуризация системы здравоохранения. Нужно стремиться найти новые возможности государственно-общественного партнерства. Социальное предпринимательство, прежде всего, — это механизм социального партнерства», — говорит Куликова.

Первоисточник: Агентство социальной информации (www.asi.org.ru)

 

27 января 2015
11:46