Социальный проект «Жизнь на грани»
Программа по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних среднего и старшего школьного возраста «Жизнь на грани»
Цель программы: формирование у детей позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи:
- Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе и в период трудной жизненной ситуации.
- Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
- Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
- Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Профилактическая работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Система программных мероприятий
№ п/п |
Содержание работы |
1. |
Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. |
2. |
Просвещение, профилактика и коррекция |
Несовершеннолетние |
|
Социально-психолого-педагогические мероприятия: Тренинг «В поисках хорошего настроения»; Беседа «Профилактика курения»; Игровое занятие «Как научиться жить без драки»; Релаксация «Учимся снимать усталость»; Тренинговые занятия «Толерантность» (цикл занятий); Беседа «Как преодолевать тревогу»; Презентация «Способы решения конфликтов с родителями; Консультативный час «Стресс в жизни человека»; Тренинг «Грани моего Я»; Правовой час «Знаешь ли ты свои права и обязанности»; Тренинги психологической поддержки перед экзаменами (цикл занятий); Игра «В чем смысл жизни?»; Диспут для старших школьников «Успех в жизни»; Тренинг «Поверь в себя»; Коррекционное занятие «Ты и я такие разные»; Арт-занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе»; Тренинги уверенности (цикл занятий); Тренинги ассертивного поведения (цикл занятий); Профилактические беседы с несовершеннолетними; Мероприятия, акции с целью формирования у несовершеннолетних принятия себе через вовлечение в новые виды деятельности (городские массовые мероприятия, конкурсы, выставки и др.) |
|
3. |
Родители |
Лекции, семинары, консультации и родительские собрания по темам: «Наши ошибки в воспитании детей» «Шаги общения» «Тревожность и ее влияние на развитие личности» «Профилактика суицидальных попыток среди подростков» «Трудный возраст. Что такое суицид и как с ним бороться» «Чем и как увлекаются подростки» «Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества» «Как помочь ребенку справиться со стрессом» «Суицид – геройство или слабость» |
|
4. |
Диагностика |
Исследование социального статуса Исследование уровня адаптации Исследование уровня тревожности Опросник Басса-Дарки (агрессия, чувство вины) Оценка способов реагирования в конфликтной ситуации Томаса Склонность к отклоняющемуся поведению Опросник «Взаимоотношения в семье» Опросник «Мера заботы» Изучение эмоционального климата в семье |