Программа по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних среднего и старшего школьного возраста «Жизнь на грани»

Цель программы: формирование у детей позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе и в период трудной жизненной ситуации.
  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

 

Профилактическая работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.


Система программных мероприятий

№ п/п

Содержание работы

1.

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

2.

Просвещение, профилактика и коррекция

Несовершеннолетние

Социально-психолого-педагогические мероприятия:

Тренинг «В поисках хорошего настроения»;

Беседа «Профилактика курения»;

Игровое занятие «Как научиться жить без драки»;

Релаксация «Учимся снимать усталость»;

Тренинговые занятия «Толерантность» (цикл занятий);

Беседа «Как преодолевать тревогу»;

Презентация «Способы решения конфликтов с родителями;

Консультативный час «Стресс в жизни человека»;

Тренинг «Грани моего Я»;

Правовой час «Знаешь ли ты свои права и обязанности»;

Тренинги психологической поддержки перед экзаменами (цикл занятий);

Игра «В чем смысл жизни?»;

Диспут для старших школьников «Успех в жизни»;

Тренинг «Поверь в себя»;

Коррекционное занятие «Ты и я такие разные»;

Арт-занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе»;

Тренинги уверенности (цикл занятий);

Тренинги ассертивного поведения (цикл занятий);

Профилактические беседы с несовершеннолетними;

Мероприятия, акции с целью формирования у несовершеннолетних принятия себе через вовлечение в новые виды деятельности (городские массовые мероприятия, конкурсы, выставки и др.)

3.

Родители

Лекции, семинары, консультации и родительские собрания по темам:

«Наши ошибки в воспитании детей»

«Шаги общения»

«Тревожность и ее влияние на развитие личности»

«Профилактика суицидальных попыток среди подростков»

«Трудный возраст. Что такое суицид и как с ним бороться»

«Чем и как увлекаются подростки»

«Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества»

«Как помочь ребенку справиться со стрессом»

«Суицид – геройство или слабость»

4.

Диагностика

Исследование социального статуса

Исследование уровня адаптации

Исследование уровня тревожности

Опросник Басса-Дарки (агрессия, чувство вины)

Оценка способов реагирования в конфликтной ситуации Томаса

Склонность к отклоняющемуся поведению

Опросник «Взаимоотношения в семье»

Опросник «Мера заботы»

Изучение эмоционального климата в семье