Понимающее общение возможно только в том случае, когда медицинская сестра и социальный работник чувствуют и проявляют уважение к личности клиента и могут неоцененно реагировать на его высказывание и эмоциональное состояние. В первую очередь внимание медицинской сестры и социального работника обращается на внутреннюю «систему отчета» собеседника, а не собственную: его критерии оценок, ценности, мотивы поведения, проблемы. Это необходимо для получения информации о том, как клиент сам себе представляет свою ситуацию, какие переживания испытывает в связи с этим, как прогнозирует свое будущее. В общении медсестра и соцработник не могут быть «судьей» для своего клиента, должно присутствовать безусловное положительное отношение к нему, независимо то его достоинств и недостатков. Работники специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому должны всегда помнить, что суждения человека о других, отражающее о себе, его модель мышления, систему убеждений, проявляются не только вербально, но и на невербальном уровне, и их невозможно длительное время скрывать от собеседника. На эффективность понимающего общения существенное влияние оказывает то, как сложились отношения между медицинской сестрой, социальным работником и клиентом ( например, какое было первое впечатление друг о друге). Работники общающиеся с пожилым клиентом, должны глубоко и доброжелательно вникнуть в круг конкретных медико-социально-психологических проблем своего клиента и вместе с ним найти оптимальное решение.
Взаимопонимание с пожилыми и престарелыми больными требует ряда особенностей. Прежде всего, необходимо проявить внимание и уважение к определенным привычкам, бытовому, гигиеническому стереотипу старого человека. Очень важно, чтобы медицинская сестра и социальный работник умели себя видеть как бы со стороны, глазами своих больных и слышать слово ушами своих клиентов. Одной из составляющих понимающего общения является активное слушание.
«Слушание» - одно из самых приятных знаков внимания, если клиент чувствует, что сказанное или услышанное непредвзято, это снижает уровень его тревоги. Умение слушать требует определенный дисциплины и затрат энергии, когда работник слушает внимательно, глядя на собеседника, она склоняется немного в его сторону, его поза свидетельствует об открытости и интересе, поощряет к разговору.
Очень важно, чтобы медицинская сестра и социальный работник были всегда в хорошей физической и психологической форме, постоянно росла как личность.
Прошли столетия, а знания деонтологии в практике медицинской сестры – это и сегодня успех ее профессионализма.
ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ», УЧР. Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб», № 3, 2005 Г.